ЧТО ЗА «ЗВЕРЬ» - ЭТОТ 440 ПРИКАЗ МИНТРАНСА, И С ЧЕМ ЕГО «ЕДЯТ»!?

18.02.2021
27.11.2020 года был официально опубликован приказ Минтранса России № 440 от 28.10.2020 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ТАХОГРАФАМ, УСТАНАВЛИВАЕМЫМ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, КАТЕГОРИЙ И ВИДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСНАЩАЕМЫХ ТАХОГРАФАМИ, ПРАВИЛ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОБСЛУЖИВАНИЯ И КОНТРОЛЯ РАБОТЫ ТАХОГРАФОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ  НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА.

С момента распространения в профессиональной среде информации об издании данного приказа, объективно, стало возникать много вопросов, типа: это о чем?

В настоящей публикации попытаемся ответить на этот вопрос.

Во-первых, о самом приказе.
Как следует из содержания этого приказа, он издан в соответствии с п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2012 № 1213. Думается, все помнят, что указанное постановление возникло, как результат коррекции ст.20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», состоявшейся в 2012 году, по результатам которой автоперевозчикам вменялось оснащение транспортных средств тахографами.
Данный приказ вступил в силу – 01.01.2021 года
Срок действия данного приказа ограничен – 01.01.2027 года
Содержание данного приказа, в целом, повторяет содержание всем известного приказа Минтранса России от 13.02.2013 № 36. При этом, следует обратить внимание на некоторые существенные отличия:

1. В вводной части Требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение № 1), конкретизирован круг лиц, на которых эти требования распространяются: на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление и реализацию тахографов и их компонентов. Отсюда становится очевидным, что эти требования не распространяются на владельцев и водителей транспортных средств. При этом, теперь совершенно стало понятным, что указанные требования находятся в области ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. Забегая чуть вперед нельзя не вставить существенное замечание о том, что подобное не входит в компетенцию Минтранса России.

2. В приложении № 2 (категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами) изложение положений стало более понятным и конкретным, без лишних рассусоливаний, которые имели место в приказе № 36, например редакция п.1: 1. оснащению тахографами подлежат:…, и далее, соответственно, перечисление категорий и видов транспортных средств. То же самое и в отношении исключений, то есть, перечисление категорий и видом транспортных средств, не подлежащих оснащению тахографами.
Что изменилось? Теперь, отдельно закреплено, что оснащению тахографами подлежат грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами. Из исключений убраны пассажирские и грузовые троллейбусы. В исключениях в отношении «пожилых» транспортных средств увеличен срок – до 50 лет. В исключения внесены: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.

3. К приложению № 3 (правила использования тахографов, установленных на транспортные средства) обратимся чуть позже, когда речь пойдет о применении государственными контрольными органами ст.11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Во-вторых, о причинах издания приказа Минтранса № 440.
Очевидной причиной издания этого приказа явился процесс, инициированный Президентом Российской Федерации по снижению уровня зарегулированности отечественной нормативной правовой системы и изъятию неактуальных правовых норм. В народе этому процессу была присвоена классификация, как административная регулятивная реформа. Звучало и иное определение, типа: регуляторная гильотина. Естественно, что-то подобное давно пора было совершить, но по нашей национальной традиции без команды такое никак!!!  Ну, вот, команда получена, колесики завертелись, но….

Первой значимой вехой в этой истории, естественно, явилось принятие Федерального закона от 31.07.2020 № 247 «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (вступил в силу – 01.11.2020). Уж, куда еще лучше! Думалось, что теперь все встанет на свои места! Напомню, что понятие – обязательные требования, указывает на то, что только эти требования являются обязательными к исполнению всеми, либо лицами, для которых они законодательно обозначены, как обязательные.
Вторым существенным моментом явилось издание постановления Правительства РФ от 26.10.2020 № 1742, в соответствии с которым, в частности, утратили силу всем известные приказы Минтранса России № 36 и № 273, посвященные тахографам с СКЗИ.
Но, как оказалось, радоваться было ой, как рановато….

Минтранс России, или скорее – выгодоприобретатели скзишной темы, не могли себе позволить «остаться у разбитого корыта» из-за каких-то там прихотей Президента РФ и народа… Они, пользуясь, опять-таки нашей национальной традицией – половинчатостью решений, проще – словоблудием, воспользовавшись неоднозначными формулировками Закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», видимо, положениями ст.3, допускающих утверждение обязательных требований федеральными органами государственной власти, торопясь и спотыкаясь протащили через Минюст РФ приказы, подобные ранее отмененным № 36 и № 273. Вот, как-то так теперь мы имеем приказы Минтранса России № 438 (Порядок оснащения транспортных средств) и № 440, который рассматривается в этом материале.

Ну, и в-третьих, теперь о главном – правовое значение рассматриваемого приказа Минтранса.
Исходя из того, что Минтрансом России данный приказ декларируется, как нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные к исполнению требования, то понимание о его правовом значении может быть получено через первоисточник, который как раз и определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований.

Таковым правовым источником является уже упомянутый выше Федеральный закон от 31.07.2020 № 247 «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», при упоминании которого далее для простоты будем пользоваться обозначением – Закон.

Что ж, заглянем в этот Закон.

Проштудировав положения Закона, следует отметить ряд очень показательных положений, принципиальным образом отражающихся в свете поставленной задачи – правовая оценка приказа Минтранса России № 440.

Так, согласно Закону обязательные требования к продукции, а также к процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются в соответствии с Договором о ЕАЭС и иными правовыми актами Союза, а также законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ч.3 ст.1 Закона). Здесь уместно упомянуть, что с 01.01.2015 года действует Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», которым уже определены обязательные требования к тахографам и порядку их использования. Очевидно, ставим большой минус в нашу условную оценочную таблицу.  

Далее, Законом определено, что обязательные требования устанавливаются (ст.2):
- федеральными законами,
- Договором о ЕАЭС и иными правовыми актами Союза;
- действующими на территории РФ международными договорами;
- нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- муниципальными нормативными правовыми актами;
- в случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, обязательные требования могут быть установлены указами Президента Российской Федерации;
- в случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Здесь вспомним, что приказ Минтранса России № 440 издан на основании постановления Правительства РФ. Вновь взглянув на вышеприведенный перечень, получаем очередной большой минус в нашу условную оценочную таблицу.
 
Идем дальше. Законом установлено, что нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и пр.,  содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) из перечня, определенного Правительством РФ, должны быть признаны Правительством РФ утратившими силу (ст.15 Закона). С 01.01.2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах. Несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

Согласно перечня, о котором идет речь выше, под регуляторную гильотину попал и федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения.

И здесь вновь вынуждены поставить очередной большой минус в нашу условную оценочную таблицу, абсолютно не взирая на то, что формально постановление Правительства РФ, во исполнение которого издан рассматриваемый приказ, Правительством РФ не признано утратившим силу. Никакие возражения не принимаются. Надежной защитой нам послужит то обстоятельство, что если указанное постановление Правительство РФ не отменено, значит оно не содержит обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). И пусть попробует кто-нибудь, оспаривая изложенную точку зрения, ответить на вопрос: как это из нормативного правового акта, не содержащего обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), вышел другой нормативный правовой акт уже содержащий эти требования?  
 
Настало время подитожить вышеуказанное.

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе и актами, принятыми в его реализацию, законодательством Российской Федерации об обязательных требованиях, о безопасности дорожного движения и о техническом регулировании приказ Минтранса России от 28.10.2020 № 440, изданный в соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213:

- является незаконным и не может рассматриваться в качестве нормативного правового акта, содержащего обязательные требования;

- при осуществлении государственного контроля (надзора) со стороны ГИБДД и Ространснадзора не допускается оценка соблюдения владельцами и водителями транспортных средств требований, содержащихся в этом акте;

- несоблюдение владельцами и водителями транспортных средств требований, содержащихся в этом приказе, не может являться основанием для привлечения их к административной ответственности.  

Если не размазывать, то пожалуй все, что можно сказать про этот злосчастный очередной опус Минтранса России - приказ 440 от 28.10.2020 года…

Ну, и напоследок. Если, даже в каком-то страшном умственном помешательстве при очевидном психическом расстройстве предположить или согласиться с инициаторами издания приказа Минтранса России № 440 с тем, что этот приказ ЗАКОНЕН и его все-таки следует рассматривать в качестве нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, устанавливающего обязательные требования……., то как быть с конкретной нормой Закона, предусматривающей, что в случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы (ст.3).
Если уж и через это перешагнуть, то есть согласиться с тем, что приказ Минтранса имеет большую юридическую силу, чем Договор ЕАЭС, тогда надо согласится с тем, что мы живем не в Российской Федерации, как правовом государстве, мы пребываем в «ПАЛАТЕ № 6» в соответствующем качестве!!!!!?????  

Послесловие.
Соврал на счет напоследок, не могу не закончить посылом надежды в виде некоей «целебной пилюли»: в соответствии с Законом в случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы (рука не поднимается, готов реветь, но пишу), лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований (ст.3).
Можно попробовать хоть таким извращенным способом попытаться избежать незаконного преследования со стороны неграмотных и рьяных должностных лиц государственных контрольных органов, подтверждая, что вами исполнены обязательные требования, предусмотренные законодательством Евразийского союза и РФ о техническом регулировании…



Сергей Минин   
 
 
     

Просмотров: 797
Дата первого показа: 18.02.2021 23:40:29

Поставить оценку

Подпишись на наш канал
YouTube

Вернуться к списку
Комментарии:


*Комментировать могут только зарегистрированные пользователи!